Блог Инвестора Рантье
Назад

Как пережить кризис 2020

Опубликовано: 21.04.2020
Время на чтение: 8 мин
Комментировать
88

Как грамотно пережить кризис в связи с коронавирусом?

В связи с последними событиями, а именно с появлением covid-19 (коронавирус), люди начинают задумываться над тем, что же будет, если придется сидеть дома, не ходить на работу, в магазин, не путешествовать? И большинство понимают неизбежность наступления экономического кризиса в стране, а то и в мире. И вот тут начинается паника, люди начинают скупать то, что по их мнению имеет ценность: продукты и продовольственные товары, дома и квартиры, активы. Тем самым искусственно создают дефицит.

В данной ситуации, да и в любой предкризисной, народ делится на несколько категорий:
• одни в панике скупают все, что могут по средствам;
• другие ведут обычный образ жизни, не меняя в ней ничего;
• третьи пересматриваю бюджет, ищут дополнительные источники дохода, получают новые знания.

Если рассмотреть каждую категорию по отдельности, то можно спрогнозировать, к чему могут привести данные действия.
В первом случае человек остается без денег, но с огромным запасом товара, который вряд ли ему нужен. В дальнейшем, решив все перепродать, скорее всего останется в минусе.
Во втором случае, если сидеть сложа руки, в то время, когда вокруг все меняется и надеяться на стабильность, можно столкнуться с таким неприятным последствием, как нехватка денег.
В третьем случае, если действовать грамотно, можно пережить период экономического кризиса без потерь для себя и близких, а в дальнейшем, применяя все полученные знания, неплохо заработать.
К сожалению, мало кто осознает тот факт, что грамотнее будет вложить все ресурсы в активы (речь идет не только о деньгах, но и знаниях), а не в пассивы (гречка, бессмысленная трата времени в социальных сетях).

Для того, чтобы не остаться во время кризиса «без штанов», необходимо заранее продумать свой бюджет. Что же входить во все это?

1. Если есть кредиты, долги, то постараться их погасить или же уменьшить платеж. Для этого есть масса способов:
• если ипотечный кредит, то рефинансирование в другом банке, где процент меньше;
• если обычные кредиты, то объединить их и тоже рефинансировать;
• взять небольшие подработки и направить все полученные средства на досрочное или частичное погашение;
• пользоваться картами (несколькими, т.к. % по возврату по разным категориям трат разные) с кэшбеками и также направлять в погашение полученные средства.

2. Сформировать «подушку безопасности» на тот случай, если придется некоторое время не работать. Для этого нужно сумму ежемесячных трат * на 6 или лучше на 12 месяцев. Иначе говоря, сделать заначку.

3. Оптимизировать расходы. Если заглянуть в шкафчики в ванной, в холодильники, на полки с бакалеей, то можно увидеть кучу купленного ненужного товара. А они ведь стоят денег! Для этого ходить в магазин нужно сытым, с четко составленным списком и с авоськой (для самых экономных). Также можно уменьшить расходы, если ходить пешком (полезно!).

4. Увеличить доход. Если на основной работе нет возможности взять подработку по причине отсутствия, то ее можно найти в других сферах. Есть много сайтов, где можно бесплатно научиться делать что-то своими руками и продавать, но не только товар, но свои знания. Наверняка у каждого дома есть вещи, купленные спонтанно или подаренные, которые не нужны. Их можно выложить на продажу. Но главное, полученные деньги правильно инвестировать, а не тратить на повседневные хотелки.
Если следовать всему перечисленному, то через пару месяцев можно выйти на хороший результат.
При всем этом не следует забывать и про свое здоровье, поскольку кризисы приходят и уходят, а расшатанные нервы остаются. Просто нужно грамотно смотреть на сложившуюся ситуацию, научиться находить решения и делать выводы.

Как прожить в условиях кризиса?

Финансовый кризис создает затруднительные условия для развития мелкого бизнеса и проблемы для граждан в целом. Он может быть сопряжен с плохой выживаемостью отдельных предпринимателей на определенном рынке. Это приводит к закрытию фирм, сокращению штата работников, задержке в зарплатах.

Особенности экономического кризиса и его положительные моменты
Для мировой экономики свойственно проявление определенных циклических колебаний, которые выражаются в спадах и подъемах экономики. При этом отмечается рост безработицы, банкротство, сокращение показателя системы счетов, валового внутреннего продукта. Жизненный уровень населения в значительной мере снижается. Такая ситуация создает сложность в процессе планирования и запуска бизнес-проектов. Владельцы предприятий избегают рисков, не желая тратить средства на новые идеи. Доходы предприятий, как и работников, существенно сокращаются.
Неблагоприятные экономические условия – способ устранения самых слабых предпринимателей, неперспективных компаний.

Положительные стороны кризиса:
• формирование прагматичного мышления у граждан;
• рациональная трата средств;
• жесткая конкуренция между предприятиями в пользу производства качественной продукции;
• сокращение числа дорогостоящих заведений и увеличение более доступных для населения;
• уменьшение незапланированных, необязательных покупок;
• появление на рынке менее дорогих товаров.

Для многих предпринимателей и людей, лишившихся работы, такое время является наилучшим условием для поиска оригинальных идей. Накопление нужных знаний, получение дополнительного образования позволяет чувствовать себя более уверенно во время любых кризисных обстоятельств.
Как выжить в условиях кризиса?
Правильным решением в сложившейся ситуации будет реалистичная оценка происходящего и способность к приспособлению. Если до наступления кризиса предприниматель собирался открыть компанию, доходность которой сомнительна, ему лучше воздержаться от затрат средств. Реализация новых проектов подобна игре в лотерею. Предугадать все детали дальнейших событий крайне затруднительно. Важно правильно оценить рынок, вычислив реальные потребности населения. Следует серьезно отнестись к конкурентоспособности. Во время кризиса желательно не вкладывать крупные суммы в проекты, дальнейшая судьба которых непредсказуема.

Финансовый кризис – повод для выработки навыков правильного расхода денежных средств. Даже при сокращении размера зарплаты или утере работы реально выжить в ситуации кризиса. У каждого человека есть шансы получить дополнительный заработок в сети, без вложений и рисков (или с минимальными вложениями):
• фриланс (копирайтинг, дизайн, перевод, программирование);
• создание собственного сетевого проекта (сайт, канал, блог);
• торговля товарами на известных авторитетных площадках;
• создание своего ЧП, связанного с рукоделием;
• оказание бытовых услуг населению (ремонт техники, обуви, монтажные работы);
• образовательные услуги (репетиторство, курсы);
• помощь по дому;
• кулинарные услуги (частный кондитер, повар).

С целью исключения дискомфорта во время неблагоприятного финансового периода необходимо выделить для себя приоритеты в отношении затрат. Питание должно стать самой важной необходимостью. Но при этом можно исключить дорогостоящие продукты, без которых не пострадает здоровье (икра, дичь). Если имеется бизнес, нужно отделить средства, которые расходуются на его развитие.

Немаловажное значение имеет образование (инвестиция в будущее). Не следует полностью отказываться от отдыха, но можно уменьшить расходы, обходя дорогие курорты. Если средств недостаточно, вполне приемлемо ограничиться дешевой загородной поездкой.
На самообразовании можно сэкономить, пользуясь бесплатными курсами в сети. Желательно записывать расходы и доходы, откладывать небольшую сумму «про запас». Отказ от вредных привычек снижает ежедневные затраты. Для многих людей кризис – время поиска новых возможностей, реализации собственных способностей.

Как вести антикризисный семейный бюджет

В это неспокойное время очень многие люди не понимают, какие у них перспективы на следующие два-три месяца, не говоря уже о годах или десятилетиях. Многие уже потеряли работу или их доход сильно сократился. Многие предполагают, что с ними может это произойти.
Многие не понимают, как вести себя в подобной ситуации по отношению к деньгам, текущим расходам, накоплениям, целям и мечтам.
Даже если ваш доход не изменился, вы наверняка чувствуете напряжение и стресс, как и все остальные.

Сейчас вокруг нас множество процессов, которые мы не можем контролировать. И кажется самое время, чтобы начать контролировать то, что вы можете. Сейчас самое время начать вести бюджет. А для тех, кто это уже делает, адаптировать свой бюджет к кризисному времени.
Это как раз то самое время, особенно если у вас сейчас гораздо меньше денег чем обычно или даже еще меньше.

Давайте мы об этом поговорим.

С чего начать?

Я не буду рекомендовать какой-то конкретный сервис или программу. Сейчас не время платить за подписку. Я постараюсь описать поцесс и те вещи на которые нужно обратить особенное внимание.

Первое - Составьте список текущих расходов.

Главный вопрос - Сколько и на что конкретно я трачу в месяц?
На консультациях, я очень часто прошу клиентов прислать мне структуру своих расходов и доходов (в этой статье есть пример файла и инструкция). И почти всегда я получаю список из 5-7 пунктов. Это говорит о том, что человек не знает, куда у него уходят деньги.
Я не знаю ни одной семьи с таким коротким реальным списком статей расходов.

Я дам вам примеры возможных статей, которые бывают у клиентов. Выберите, те что есть у вас и добавьте свои.

Возможные варианты:
- Ипотека / аренда недвижимости
- Потребительский кредит
- Кредит на автомобиль
- Счет за электроэнергию
- Счет за воду
- Другие коммунальные платежи
- Интернет
- Продукты
- Транспортные расходы (бензин, проездной, парковка)
- Обслуживание автомобиля (замена масла, новые шины)
- Автострахование
- Страхование недвижимости
- Медицинские расходы (стоматология, уход за глазами, терапия, врач и т. Д.)
- Одежда
- Подарки
- Замена компьютера / телефона
- Подписки на программное обеспечение
- Подписки на развлечения (ivi, амедиатека, яндекс музыка, онлайн игры и т.д.)
- Отпуск
- Фитнес
- Образование
- Заказ еды и рестораны
- Кофе
- Расходы на выходные (поездка на дачу, в парк и т.д.)
- Косметика и услуги (стрижки, макияж, ногти и т.д.)
- Накопление на новогодние подарки и праздники - да, мы очень много денег тратим на это. Да, для этого нужна отдельная категория.
- Налоги на недвижимость (если они не заложены в ипотеку)
- Телефон
- Страхование жизни
- Плата за кредитную или дебетовую карты (у некоторых карт есть стоимость обслуживания)
- Покупки для дома (декор, постельное белье, фильтры для воды и т.д.)
- Товары для дома (химия, расходники)
- Уход за животными
- Расходы на детей (уроки рисования, плавание, летний лагерь и т. д.)
- Разное

Теперь у каждой категории укажите целевую сумму.
Будьте реалистичны, сократить вы их сможете позже. Сейчас нужно просто зафиксировать текущий статус.
Если вы не знаете сумму, можно просто предположить. Если это плавающий или ежегодный расход, возьмите сумму за год и разделите на 12.

Теперь сложите все суммы.

Это и есть ваш текущий месячный бюджет. Я уверен, что у многих сейчас такое лицо, типа “ЧТО???!!! Я реально столько трачу??”.
Не волнуйтесь. Это только первый шаг. Дальше мы будем это пересматривать, приоритизировать в зависимости от доступных денег, урезать вследствие кризисной ситуации и т.д.

Поделиться
Похожие записи
Поделись мнением
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.