Блог Инвестора Рантье
Главная » Финансовая отчетность компаний и корпораций - как найти и правильно прочесть
Назад

Финансовая отчетность компаний и корпораций - как найти и правильно прочесть

Опубликовано: 13.02.2020
Время на чтение: 2 мин
Комментировать
321
Финансовая отчетность компаний и корпораций - как найти и правильно прочесть

Найти ее можно на сайте sec.gov, где нажатие на ссылку company filings открывает поисковую строку, в которую вводится тикер. Поиск выдает форму S-1, которую компания заполняет на первом этапе, или S-1/А, итоговую. В ней содержатся финансовые отчеты и другая информация.

Открыв отчет, сначала нужно обратить внимание на темп роста выручки по сравнению с предыдущим годом. Если он отрицательный — у бизнеса или даже всей отрасли проблемы. Если положительный — сравниваем с предыдущими отчетами и смотрим динамику. Для компаний, которые на рынке давно, замедление не критично. Для молодых, напротив, — важно ускорение, свидетельствующее об успехе бизнес-модели.

Далее оцениваем валовую маржу, то есть доход от продаж за вычетом себестоимости продукции. В разных отраслях норма маржи составляет от 40 до 70 процентов. Обращаем также внимание на операционную маржу, выражающую отношение прибыли к выручке до выплаты процентов и налогов. Ее нормативные показатели также могут отличаться. Желательно, чтобы EBIT маржа была безубыточной, хотя в SaaS-сегменте и стартапах это редкость. Разница между операционной и валовой маржами показывает затраты на текущую деятельность.

После этого смотрим на долговую нагрузку — отношение обязательств компании к собственному капиталу. Норма варьируется в диапазоне 1,5-2 за исключением крупных публичных компаний, у которых она может быть выше. Цифра ниже этого диапазона может свидетельствовать об упущении прибыли от долгового финансирования.
Переходим к текущей ликвидности — отношению обязательств, требующих погашения до конца года, к текущим активам. Он не должен быть менее 0,6, то есть компания может закрыть 60% и выше своих долгов.

Испорченный телефон

"Знаете игру "испорченный телефон"? Финансовый анализ по отчетам в СМИ напоминает эту игру. Источник информации о компаниях всегда один - это официальная отчетность. Но отчеты являются объемными документами (до 100-200 страниц), поэтому аналитикам приходится делать выжимку из данных.

Все читатели аналитика становятся зависимыми от его мнения: какие именно показатели публиковать, как расставить акценты важности в отчете, к тому же никто не застрахован от ошибок. Я пару раз встречал путаницу в терминах и арифметические ошибки в расчетах. Грамотный инвестор, возможно, обратил бы внимание на совсем другие данные из отчетности и сделал совершенно иные выводы о состоянии бизнеса.

К тому же надо понимать, что целью публичных аналитических статей вовсе не является дать вам заработать на акциях. Аналитики финансовых компаний могут получить "заказ" на позитивный или негативный прогноз в связи с будущими крупными сделками по конкретным акциям. Если с фактами манипулировать достаточно сложно (фактические показатели всегда можно проверить, если не лень), то оценка перспектив бизнеса - это огромное поле для спекуляций. Недаром существует такая вещь, как "консенсус-прогноз" - средняя оценка множества аналитиков. Само существование этого явления подчеркивает как разнятся мнения аналитиков по перспективам одной и той же акции.

Главная задача аналитических статей в СМИ - охват аудитории. Для онлайн-источников это означает использование по максимуму ключевых слов в отчете. Ключевые слова - это то, что ищет аудитория в интернете. Низкий уровень финансовой грамотности аудитории формирует соответствующий список ключевых слов и соответствующий уровень аналитики. "Доходы компании" явно более популярный поисковый запрос, чем "операционная рентабельность бизнеса", хотя второй показатель более важен для принятия инвестиционных решений.

Если вы хотите стать грамотным фундаментальным инвестором, используйте первоисточники данных. Все компании на фондовой бирже по закону обязаны раскрывать информацию о своей деятельности.

Отчетность состоит из нескольких обязательных отчетов: баланса компании, отчета о доходах, отчета о денежных потоках и отчета о движении капитала. Все эти отчеты формируются по определенным правилам, поэтому их легко сравнивать между собой. Показатели в отчетах связаны между собой четкими формулами. Например, чистая прибыль из отчета о доходах увеличивает показатель "собственный капитал" в балансе. А прирост денежных средств на счетах компании - это итог всех операций, которые можно увидеть в отчете о денежных потоках.

Понимание показателей отчетности и взаимосвязей между ними открывает вам возможность делать обоснованные выводы о состоянии бизнеса компании. А зная текущее положение, вы можете оценить реальность планов руководства фирмы, эти планы тоже отображены в финансовой отчетности.

Похожие записи
Поделись мнением
Комментариев еще нет. Будь первым!

Вы должны быть залогинены, чтобы оставить комментарий.